14 декабря - День Наума Грамотника

День пророка Наума можно считать уникальным, ведь он посвящен не наблюдениям за погодными явлениями, верованиям и земледельческим работам, что составляет содержание большинства дат, отмеченных народным календарем. Тема Наумова дня – образование, учение, грамота.

  В былые времена с этого дня в селах, деревнях и небольших городах детей начинали грамоте учить. С одной стороны, это было наиболее удобное время для овладения азами счета и чтения крестьянину – урожай собран, подростковой и детской работы в доме практически нет, на улице морозно, целыми днями приходится сидеть в доме, где душно, тесно, вечно кому-нибудь под руку попадаешь. А грамотный человек нужен в каждой семье. С другой стороны, приурочили начало занятий именно к первому дню декабря (по старому стилю), потому что покровителя дня, святого Наума, народные «языковеды» напрямую связали с учением. Ведь его имя происходит от слова «ум», что закрепилось в многочисленных поговорках:

Пророк Наум наставит на ум.

Наум и худой разум на ум наведет.

  К Науму Грамотнику и сегодня обращаются с просьбой «наставить на ум», «наделить умом».

Батюшка Наум, наставь моего ребенка на ум!

Святой Наум, наведи меня на ум.

  Пророка Наума с давних времен почитали на Руси. Считали его наставником, покровителем и помощником людей умственного труда. В училищах и школах его ещё называли Грамотником.

  Обычно в этот день служили в церкви молебен, просили у священника благословения на ребенка, которого отправляли учиться. Новоиспеченного ученика с хлебом-солью отводили к учителю. После первого урока дома для учителя устраивали угощения, одаривали его подарками.

  Считается, что во время занятий нельзя есть, а то выученное «заешь». Если учишь уроки по книге, то, окончив чтение, нужно её закрыть, иначе позабудешь все выученное.

 Всю жизнь человек учится, познает мир. От этого жизнь его становится богаче и интереснее. В старину, когда заканчивались ученья, хозяйка варила кашу в горшочке, ученик приносил и отдавал учителю. Кашу ставили на стол, и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели кашу. После этого их называли «однокашниками». Вот и мы потрудились, сегодня – и нам виртуальный горшочек каши. Теперь мы – однокашники!